назад

Портретная фотография

М.К. Мусорин, В.Д.Привалов. Фотография. М., 2003

Этапы формирования
Это наиболее распространенный и востребованный жанр фотографии. Пожалуй, нет такого фотографа, который не испытал бы свои силы в портретной фотографии. Во многом развитие основных разделов фотографической науки и технологии обязано стремлению создать средства, позволяющие запечатлеть лик своих современников.
Портретная фотография начала развиваться с подражания живописному портрету. Этому способствовало не только отсутствие собственных традиций, но и состояние фотографических средств. Первые фотостудии представляли собой специальные помещения, в которых одна или две стены и потолок делались застекленными. Съемка производилась лишь в условиях естественного освещения. Из-за чрезвычайно низкой светочувствительности фотоматериалов и малой светосилы объективов приходилось делать выдержки, длительность которых составляла несколько минут. Для фиксирования головы и других частей тела применялись специальные держатели. Увеличение снимков отсутствовало. Поэтому формат камеры соответствовал формату снимка. Камеры форматом 50x60 см имели такие размеры, что в них мог свободно поместиться человек. Формат снимков соответствовал стандартному ряду. Часть форматов этого ряда перешла на размеры современных фотоматериалов. Существовал своего рода стандарт и на позу портретируемого: в профиль, анфас или труакар.
Фотограф, ограниченный чувствительностью фотоматериала, светосилой объективов, форматом снимков, условиями освещения, усугублял эти ограничения стандартом поз. Так развился шаблон, штамп в портретной фотографии, который сохраняется в ремесленных портретах и до сих. Лишь наиболее одаренным, творческим личностям удавалось уйти от господствующих шаблонов. Их имена вошли в историю творческой портретной фотографии. Они в немалой степени способствовали тому, чтобы фотография была признана видом искусства. Благодаря им мы имеем возможность познакомиться с портретами людей, внесших вклад в нашу историю.
Большую роль в развитии творческой фотографии сыграли художники, с энтузиазмом принявшие фотографию как средство рационализации в изобразительном искусстве. Именно они первыми творчески подошли к средствам механической фиксации изображения. Но творческая активность принесла в фотографию не только художественность. Желание быть причастным к созданию изображения, а также бесстрастная реалистичность фотографического изображения, раздражающая некоторых клиентов, привели к тому, что начались активные поиски средств облагораживания фотографического изображения.
Наиболее доступным и понятным средством явилась ретушь негативов и отпечатков. С помощью ретуши устранялись морщины на лице, физические недостатки, изменялись акценты освещения, дорабатывалось изображение фона. Отпечатки подвергались дорисовке и раскрашиванию. Эти операции выполняли специалисты-ретушеры. Их труд и мастерство ценились чрезвычайно высоко.
Другими средствами облагораживания фотографического изображения являлись особые способы печати фотографий, позволяющие имитировать живописные и графические изображения. Немалая роль уделялась созданию специальной фотографической оптики, позволяющей видоизменять резкостную и тональную картину изображения. Большинство разрабатываемых и выпускаемых объективов было ориентировано на съемку портретов. И объективы ценились не по их разрешающей способности, наличию дисторсий или хроматических аберраций. Фотографы давали лишь словесное описание рисунка, производимого объективом, и оно характеризовало объектив порой лучше, чем десяток количественных параметров, характеризующих современные объективы.
Большая роль уделялась антуражу. Применялись фоны с нарисованными на них видами моря, джунглями, экзотическими пейзажами. Фоны дополнялись макетами лодок, пней, камней, сделанных из папье-маше.
Сейчас мы с иронией воспринимаем фотографии с рисоваными фонами, стандартными статичными позами, с легкомысленными подписями. Но нужно помнить, что это были годы формирования фотографии как нового вида искусства. Да и фотографы не претендовали на роль художников, они лишь отслеживали эстетические потребности клиентов и старались угодить им в меру своих возможностей.
Тем не менее, ни ограниченность технических средств, ни отсутствие школы фотографического мастерства не помешали творческим фотографам того времени создать работы, не утратившие художественной ценности до нашего времени. Именно эти работы явились первыми вехами, которые указывали возможные направления развития художественной фотографии.
Дальнейшее развитие портретной фотографии было во многом связано с созданием высокочувствительных фотоматериалов, светосильных объективов. Было освоено увеличение фотоснимков. Появление высокочувствительных фотоматериалов позволило сократить время экспозиции, что сразу же сказалось на композиционных приемах. Портреты стали более динамичными, композиции — более разнообразными. Стало возможным применение источников искусственного света. Переход на готовые сухие фотопластинки вместо мокроколлоидного процесса дал возможность выполнять фотографии на открытом воздухе, что также способствовало увеличению разнообразия приемов фотографии. Однако тенденция следования методам живописцев и графиков в портретной фотографии продолжалась еще длительное время. Библейские сюжеты, тщательно отрежиссированные жанровые сцены, портреты крестьян, странников, купцов, уличных торговцев и музыкантов стали характерными сюжетами конца XIX — начала XX в. Широко использовались приемы пиктореализма.
Множество новаторских направлений, охвативших искусство в начале XX в., не могло оставить в стороне пробивавшую путь в искусство фотографию. Заслугой фотографов-авангардистов является поиск особенных свойств фотографического изображения. Если в основу традиционного живописного мастерства ставился портрет-образ, портрет-характер, то новые фотографические направления допускали и портрет-настроение, и портрет-мгновение. Наряду с уравновешенными статичными композициями появились ракурсные, динамичные композиции, которые нередко усиливались эффектным освещением. В частности, большую роль в развитии новой фотографии сыграл российский фотограф Александр Родченко. Он часто использовал необычные точки съемки, применял диагональное построение кадра, прибегал к смелому кадрированию. Тем самым он провел грань между живописью и живописными приемами в новой фотографии.
Естественно, что необходимыми условиями новаторства в фотографии явились новаторские решения в технологии получения фотографического изображения. Дальнейшее развитие творческой фотографии и портретного жанра, в частности, также связано с прогрессом в области фотоматериалов и фотографической техники. Однако новые направления в портретной фотографии не означают отрицания традиционных подходов.
Искусство портрета, культивируемое на протяжении многих поколений мастерами живописи, имеет множество примеров, которые могут служить эталонами для портретной фотографии. Будет значительно больше пользы, если мы будем заимствовать все полезное из наработанного ранее, вместо того чтобы натужно искать свое решение с единственной целью — быть непохожим на других.
Многие направления в фотографии, отвергаемые и отвергнутые ранее, вновь пробуждаются в новом обличии. Так, наивные фотопортреты с нарисованным фоном и бутафорским антуражем возродились в рекламной фотографии. В ней, по сути дела, используются те же приемы: тщательная подготовка модели, макияж, несвойственная одежда, фон, не всегда нарисованный, но сделанный средствами современного фотомонтажа. Все временное, все ненастоящее. Но такой портрет также имеет право на существование. Не всегда нужно передавать характер портретируемого, его настроение — иногда важнее форма.
Принимая одни направления в творчестве, видоизменяя другие, отвергая третьи, портретная фотография успешно существует и развивается.

Особенности портретной фотографии
В процессе занятия портретной фотографией необходимо решить общие вопросы. Это композиция, светотональное решение, освещение, выбор аппаратуры и фотоматериалов, применение светофильтров и оптических насадок, выбор формата снимка, способов печати и обработки. Здесь эти вопросы приобретают своеобразную окраску и имеют индивидуальное решение.
В общем случае к съемке причастны три объекта: фотограф, заказчик и объект съемки. Роль каждого объекта определяется как конкретной ситуацией, так и фотографическим жанром.
При съемке натюрморта фотографу предоставляется полная свобода в организации кадра, освещения, выбора точки съемки. Он почти не ограничен временем съемки. Объект съемки полностью подчинен фотографу. Результат практически полностью определяется способностями фотографа, ограничения исходят лишь от поставленной задачи.
В пейзажной фотографии свобода фотографа ограничивается погодными условиями, временем года, временем суток и предоставляемыми природой ландшафтами. Чтобы изменить условия съемки, фотограф меняет место съемки, время с учетом состояния природы.
В еще более ограниченных условиях находится фоторепортер. Он не вправе выбирать ни место съемки, ни время, часто ограничен и в точке съемки, и в возможностях организации кадра.
Условия работы над студийным портретом близки к условиям съемки натюрморта. Съемка на пленэре отличается ограничениями освещения и погодными условиями. Репортажный портрет в полной мере подчинен законам репортажной фотографии.
Наиболее характерной особенностью портретного жанра является зависимость результатов съемки от портретируемого и от взаимопонимания фотографа и модели.
Если в фотографии пейзажа или натюрморта вопросы композиции и техническое совершенство имеют почти первостепенное значение, то в портретной на первое место выступает отношение зрителя к личности, изображенной на портрете. А это отношение зависит в основном от состояния модели в момент съемки. Здесь, как нигде, результат зависит не только от вашего мастерства, но и от того, как вы относитесь к модели и как модель относится к вам. Часто приходится слышать такую фразу: «Я не люблю фотографироваться, я не фотогенична». В абсолютном большинстве случаев это вина фотографа. Он не смог или не захотел установить хороший контакт с портретируемым, не смог сделать его своим союзником. В результате несвойственные человеку напряженные выражение лица и поза — вот причина нефотогеничности. В этом заключена специфика портретного жанра — сделать портретируемого своим союзником и, в какой-то мере, соавтором фотопортрета.
Композиция кадра подчинена модели. Это второе условие, необходимое для того, чтобы фотография стала портретом. Если на фоне гор сфотографирован человек, то это может быть «Портрет в горах» или «Пейзаж с путником». Все зависит от отношения фотографа к путнику и от композиции кадра. Не нужно понимать буквально, что в портретной фотографии человек или группа людей должны занимать 80% площади и пристально смотреть в объектив.
Если мы снимаем пейзаж, то помещаем туда человека в качестве переднего плана, или для того, чтобы подчеркнуть могущество гор, либо для оживления вида. Зритель должен чувствовать второстепенную роль человека.
В портретной фотографии — все наоборот. Если человек в горах, то в зависимости от композиции, выражения лица модели, его позы горы могут подчеркнуть силу его характера либо, наоборот, его беспомощность. Здесь пейзаж выполняет роль фона.
Порой и фотограф не может дать четкого ответа, что это — «Пейзаж с путником» или «Портрет в горах». И это не всегда нужно — пусть зритель решает сам. Такие случаи не столь часты.
Особенностью композиционного построения кадра является значительное влияние направления взгляда модели на восприятие фотографии. Взгляд в объектив фотоаппарата воспринимается как взгляд на зрителя. И этот взгляд воспринимается зрителями по-разному. Через взгляд модель как бы призывает зрителя к диалогу, через взгляд передает ему свои чувства, свое состояние, хотя этот взгляд предназначался фотографу или бездушной камере. Автор посредством фотографии как бы переадресует диалог с моделью зрителю. Если модель смотрит в объектив, оцените, как этот взгляд может быть воспринят зрителем и готовы ли вы передать ему свои отношения с моделью.
Во всех случаях направление взгляда оказывает большое значение на восприятие портрета. Взгляд зрителя непроизвольно следует за взглядом модели. Направление взгляда модели может быть определено не только по глазам, но и по повороту головы или фигуры. Проследите за ним. Поставьте себя на место модели. Куда вы смотрите, что вы видите? Взгляд упирается в границу кадра. Как такая ситуация воспринимается зрителем? Тупик, безвыходное положение, во всяком случае что-то ограниченное. И настроение от такого портрета создается соответствующее. Но один лишь взгляд не определяет ситуацию. Тот же кадр может трактоваться иначе: человек многое повидал, многое сотворил (это может быть символически отображено в кадре), и теперь он устремлен к новым целям, к новым свершениям (это его ожидает за кадром).
То, как будет прочитана фотография, определяется тем же треугольником: фотограф — модель — зритель. И не нужно буквально воспринимать многие советы коллег или авторов книг и статей по портретной фотографии, дающих однозначное трактование тем или иным фотографическим приемам. Порой одни и те же приемы могут иметь даже противоположные толкования.
Таким образом, специфика композиционного построения кадра в портретной фотографии определяется объектом съемки, человеком. На характер композиции оказывает влияние не только расположение фигур и предметов в кадре, но и направление взгляда и поворот головы, положение рук и мимика.
Другое элементы композиции являются второстепенными по отношению к модели. Они могут уравновешивать композицию, придавать ей динамизм или просто служить для увеличения разнообразия. В более сложных случаях изображение окружения модели выполняет роль информационного дополнения к портрету. Во время процветания методов социалистического реализма шахтер непременно изображался в шлеме и с отбойным молотком, моряк изображался на фоне корабля, художник — на фоне своих картин. Эти приемы ушли в прошлое, хотя такое наивное толкование назначения фона можно увидеть на фотографиях некоторых корреспондентов. Не всегда следует придавать фону литературную значимость. Фон может просто отвлекать от чрезмерного сосредоточения взгляда на модели, но может нести весомую психологическую нагрузку, делая тот или иной акцент на личности портретируемого.
Освещение в портретной фотографии наряду с композицией служит раскрытию образа портретируемого. Живописец располагает множеством сильных средств, с помощью которых он может воздействовать на характер изображения: цвет и соотношение цветов, оконтуривание, вариации мазка, вольность в изображении световых акцентов и т. п. У фотографа свет является одним из немногих сильнодействующих средств получения желаемого эффекта. Поэтому у фотографов роль света несравненно выше, чем у представителей других видов изобразительного искусства. Это не означает, что для создания достойных портретов нужно располагать арсеналом мощной осветительной техники. Главное — чувствовать свет, находить необходимое для данного случая световое решение, уметь создавать требуемые световые эффекты имеющимися в наличии средствами.
Для реализации требуемого светового решения на пленэре используют естественные способы управления светом: выбор времени суток, выбор положения модели относительно солнца, выбор места съемки, выбор состояния погоды. Иногда используют подсветку импульсными осветителями. Для смягчения контраста пользуются белыми экранами — отражателями, устанавливаемыми на теневой стороне модели.
Вообще, естественное освещение является каноническим в портретной фотографии. Студийное освещение, выполненное в соответствии с канонами естественного освещения, создает светотональный рисунок, который наиболее естественно воспринимается зрителем. Если задача заключается не в том, чтобы блеснуть обилием осветительной аппаратуры или показать суперэффекты освещения, то нужно пользоваться базой данных природы, воспроизвести одну из бесконечного количества схем естественного освещения. Сделать это в студии не так сложно. Все разнообразие видов естественного освещения в студийных условиях можно воспроизвести с помощью двух, максимум четырех источников света. Известный российский фотограф Моисей Наппельбаум снимал портреты исключительно с одним источником света, лампой накаливания. Конечно, нельзя искусственно себя ограничивать в средствах. Количество и качество источников света должно быть таким, чтобы с их помощью можно было создать требуемый эффект освещения. Но значение каждого светильника должно быть обосновано, и проще всего это сделать, пользуясь природной интерпретацией реализуемой схемы освещения.

Техническое оснащение в портретной фотографии
Традиционный фотографический портрет обычно выполняется в условиях студии. Используется традиционная оснастка фотостудий: разнообразные источники света, фоны, экраны, студийный реквизит.
Фотосъемка в студии чаще всего производится среднеформатными аппаратами с размером кадра от 4,5x6 до 6x8 см. Среднеформатные камеры позволяют получить высококачественное изображение и обладают достаточной оперативностью. Сравнительно редко в портретной фотографии используются крупноформатные камеры. Их применение целесообразно при съемке групповых портретов, портретов в интерьере и других случаях, где требуется сверхвысокое качество изображения или применение гибкой системы управления оптикой. Малоформатные фотоаппараты используются, когда нужна большая оперативность, например при движении модели, при ракурсной съемке, при репортажном методе, в сложных условиях съемки. Кроме того, они используются при съемке проб фотомоделей, в этюдных съемках, при отработке композиции, освещения, при работе над сюжетом.
В старые времена для портретной съемки разрабатывались и выпускались специальные портретные объективы, которые давали мягкое изображение и обладали особой пластикой рисунка, были достаточно светосильными для своего времени. В настоящее время специальных объективов для съемки портретов не производят, хотя многие фотографы по-старинке называют некоторые объективы портретными. Это, как правило, светосильные объективы с углом поля зрения, составляющим 18—30°. Такие объективы больше всего подходят для съемки одиночных портретов. Сочетание большой светосилы с увеличенным фокусным расстоянием делает возможной съемку с малой глубиной резкости. Благодаря этому можно сделать резкой лишь часть изображения и размыть раздражающие элементы заднего плана. Кроме того, большая светосила дает возможность производить съемку в условиях низкой освещенности с короткой выдержкой, что иногда существенно в портретной фотографии. Увеличенное фокусное расстояние объективов используется для устранения так называемых перспективных искажений при съемке крупным планом.
Суть этих искажений заключается в следующем: при съемке портрета крупным планом с помощью широкоугольного или нормального объектива мы вынуждены приблизить аппарат к модели на малое расстояние. При этом увеличивается относительная разница расстояний от частей тела до объектива. Например, рука может оказаться вдвое ближе к фотоаппарату, чем голова. В результате изображение руки окажется на фотографии вдвое крупнее, чем изображение головы. Чем больше угол зрения объектива, тем с меньшего расстояния мы вынуждены снимать и тем сильнее будут проявляться перспективные искажения.
Применительно к малоформатным фотоаппаратам объективы с фокусным расстоянием от 80 до 130 мм и светосилой от 1:1,2 до 1:2,8 можно условно назвать портретными.
К той же категории относятся объективы среднеформатных аппаратов с фокусным расстоянием от 120 до 250 мм и светосилой от 1:2 до 1:2,8.
Удаление фотоаппарата и фотографа от модели облегчает работу со светом и с фоном, уменьшается влияние присутствия фотографа на модель. При съемке групповых портретов, а также портретов общим планом применяются нормальные и широкоугольные объективы. В отличие от длиннофокусных с ними легче обеспечить большую глубину резкости.
Светофильтры и оптические насадки широко применяются в портретной фотографии. При съемке на пленэре применяют желтые и желто-зеленые светофильтры. Их основным назначением является притеменение фона неба. Желтые и оранжевые светофильтры одновременно ослабляют пигментацию кожи лица, его изображение высветляется. Особенно это сказывается на изображении губ, снятых с оранжевым светофильтром. Иногда для выделения изображения губ при съемке с оранжевым светофильтром используют цветную губную помаду. Эти же светофильтры притемняют изображение голубых глаз. Применение желтых и оранжевых светофильтров при портретной съемке на прямом солнечном свете существенно повышает контраст изображения за счет ослабления света, исходящего от теневых участков, имеющих голубой оттенок.
Желто-зеленые светофильтры дают более привычное для глаз изображение при съемке на пленэре. Ослабляя действие синей составляющей света, они частично ослабляют действие желто-красной части спектра. В результате пигментация кожи лица на изображении передается вполне естественно. Контраст предметов, освещенных солнцем, увеличивается незначительно.
Для усиления плотности изображения пигментации кожи лица применяют голубые светофильтры, которые на пленэре придают небу белый тон, снижают контраст изображения освещенных солнцем предметов.
При съемке портретов в условиях высокой освещенности может быть полезным нейтральный светофильтр. Он позволяет производить съемку при открытой диафрагме с целью снижения глубины резкости.
В студии цветные светофильтры применяются редко. Здесь требуемое тональное решение достигается с помощью осветительных приборов, экранов, фонов. Хотя для снижения или усиления плотности изображения пигментации кожи лица здесь могут применяться те же светофильтры, что и на пленэре. Значительное разнообразие эффектов тонопередачи можно получить в условиях студии, комбинируя светофильтры на объективе и на осветительных приборах.
Высокое качество современных объективов характеризуется резкостью и контрастом изображения. В портретной фотографии эти свойства объектива зачастую не соответствуют замыслу фотографа. Чрезмерная детализация лица, одежды, аксессуаров, фона отвлекает зрителя от образного восприятия модели. Иногда требуется смягчить физические дефекты лица, сделать нечеткими второстепенные элементы, попавшие в кадр, придать изображению приятную мягкость. Этим целям служит смягчающий (soft) светофильтр. В качестве такого фильтра некоторые фотографы применяют ультрафиолетовый или светло-желтый светофильтр, на который наносят тонкий слой вазелина или прозрачного лака. Некоторые фирмы выпускают специальные soft-объективы, которые дают смягченное изображение за счет введения регулируемого оптического блока, создающего сферическую аберрацию.
Смягчающие фильтры, кроме снижения резкости изображения, также снижают микроконтраст. Для снижения макроконтраста применяются туманные светофильтры. Самодельные смягчающие светофильтры, сделанные путем нанесения лака или вазелина на обычный фильтр, снижаюткак микро-, так и макроконтраст. Если требуется смягчить часть изображения, применяются комбинированные светофильтры, имеющие смягчающее действие лишь на краях.

Разнообразие портретной фотографии
Традиционная портретная фотография является студийной. Здесь выполняются все официальные портреты, например, на паспорт, пропуск и другие документы. В студии выполняются также заказные портреты. Большая часть художественных портретов и портретов рекламного назначения также выполняется в условиях фотостудий. Работа в помещении предоставляет фотографу большие возможности для создания творческого портрета. Хорошо оборудованные студии имеют не менее четырех осветителей, снабженных набором светорассеивающих и концентрирующих светонасадок, набор разнообразных фонов, отражателей и экранов. Фотографирование производится, как правило, среднеформатной (иногда крупноформатной) камерой. При этом портреты отличаются высоким качеством изображения, выверенностью композиции, сбалансированным освещением. Поза модели обычно подчинена воле фотографа. Такие портреты являются постановочными.
Постановочные портреты могут выполняться и вне помещения — на пленэре, и в помещении — в интерьере. В этих случаях фотограф должен уделять должное внимание не только модели, но и окружению, заднему плану. Здесь используют имеющееся в наличие освещение, дополняя его в случае необходимости импульсными осветителями и экранами.
Принципиально другое отношение фотографа к модели при репортажном способе съемки. Здесь он выступает лишь в роли наблюдателя. Отсутствует возможность воздействовать на позу модели, окружающую обстановку, освещение. Он вправе распоряжаться лишь своим временем, ожидая подходящего момента для съемки, положением, выбирая наиболее эффектное место съемки, и оснащением (фотоаппаратом, объективом, насадками).
Фотопортреты для газет и журналов, фотографии празднеств и свадеб, бытовые портреты выполняются, как правило, репортажным способом. Эти портреты отличаются правдивостью изображения, естественностью обстановки и непосредственностью восприятия.
Если в постановочном портрете фотограф пытается передать образ, характер модели, то в репортажном мы видим лишь остановленное мгновение. И хотя фотограф лишен возможности выбора позы модели, формирования окружения, установки освещения, мы видим изображение глазами фотографа. Он несет полную ответственность за выбор момента съемки и точки съемки. В постановочной фотографии автор сам участвует в формировании изображаемого пространства, в репортажной он выбирает одно из бесконечного множества изображений.
Примеры разных по характеру и методу съемки портретов приведены на фото 145-152

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные разновидности фотографического портрета. В чем их различия?
  2. В чем различие между постановочным и репортажным портретом?
  3. Какова роль света в портретной съемке?
 
© Марина Диц, 2009-2011
 
Hosted by uCoz